Молитва Крестного пути

Прошло совсем немного времени, как мы лишены возможности собираться в храме, но уже многие могут оценить, как сложно молиться не опираясь на знакомую обстановку с поддержкой собратьев и без ведущего. Этот Великий пост швырнул нас в реальность индивидуальной, личной молитвы, поставил перед необходимостью мощного духовного усилия. Вы замечали, как всё вокруг начинает мешать, только мы по-настоящему задумываемся о собственной духовности? Как невозможно сосредоточиться, избежать прокрастинации, заставить себя отключить экран, транслирующий грохот мира, сконцентрироваться, понять, услышать. И как сложно сегодня  взять(взвалить) на себя эту особенную молитву Крестного Пути и донести её до конца.

Эта молитва жестока, безжалостна, откровенна. Входя в нее, обращаясь к созерцанию Страстей Господа, мы обретаем способность видеть искаженность своей человеческой природы, обращая глаза в душу, а там, цитируя Шекспира: «повсюду пятна черноты». Как безнадежно. Но только ли к перечислению собственных грехов призывает нас Господь? Да, Господи, каждый год, я повторяю список, вызывающий отвращение, сожаление, боль, и каждый год все повторяется, решимость сменяется компромиссом, который приводит к апатии, безнадежности и опять, опять к медленному сползанию в яму. Где разрыв этого повторяющегося шаблона? – В честном ответе самому себе на вопрос: «предам ли я Тебя?» и понимании, что когда захочется ответить «никогда!», нужно вспомнить, с какой легкостью, как незаметно, можно сказать органично, я делаю это каждый день. Нарушая данное слово не под смертельной угрозой, а лишь от лени и суетности, от усталости или нежелания впустить в свою жизнь толику дискомфорта, неспособности отказать себе в удовольствии. Какое поражение…какое отчаяние, как хочется сбежать, спрятаться в подготовке к празднику, в ожидании радости!

Нет, нужно терпеть, во все дни Поста Господь просил нас обратиться к глубокому анализу собственной человеческой природы. Не к тому, что делают другие (страшные грешники, безусловно!), но к тому, что делаю я (почти святая!). И сегодня Церковь помогает нам подвести итог, призывая провести время у подножия Креста буквально: взять в руки  свое домашнее Распятие, остановиться и погрузиться в тишину созерцания.  Здесь – перед Крестом Господним, с которого изливается и исцеляющее мир Милосердие и свет бесконечной Любви, смогу ли ответить себе на вопросы, которых избегаю годами? Создатель, скажи мне, кто я? Какой Ты видишь меня? Как же я-грешная могу жить дальше?!!

На этой неделе ответ заключен в самих Страстях, созерцая их, мы вспоминаем, что предательством отмечен весь путь Иисуса. Пришедший спасти, вызывающий любовь, изумленную благодарность, такой удивительный, прикасающийся к сокровенному, дарящий утешение и исцеление, радостный и щедрый Учитель оказывается преданным буквально на каждом шагу – кто-то не решается последовать за Ним, другого останавливает боязнь закона, третий страшится властей, четвертому лень, пятому доставляет животное удовольствие власть, иной жаден, тот просто жесток…а сколько из последователей останется с Ним в конце? А я? Где я в этом списке?

И правда, заключенная в Крестной жертве горька – это признание моей собственной неверности в бесконечном ряду предателей от Адама и Евы до последнего зеваки, скучающе ожидающего, чем же закончится шоу Голгофы. Мы все одинаково слабы.

Но Иисус отрицает безнадежность человеческой слабости. Здесь же, на Кресте заключено Исцеление, распято на нём. Бесконечно милосердное любящее сердце Бога не может позволить нам погибнуть в пустыне отчаяния. Зная всё о человеческой природе, Бог восходит на Крест, принося в жертву за наше спасение Свою жизнь. Его сердце бьется и умирает ради нас, создавая новую реальность, мир, где предательство прощено и исцелено, а трижды предавший станет камнем основания Церкви, где каждый из нас обретет возможность исцелиться и исцелять мир вокруг себя. Спасение сияет с Креста для всех, без условий и ограничений. Лишь мы сами решаем, готовы ли принять Его, решимся ли ответить на веру Бога в нас!

И знание своей слабости – это мост к пониманию и принятию себя и ближнего, переброшенный через пропасть отвержения и гордыни. Через покаяние, обретая видение своей грешной природы, мы переживаем метанойю – изменение мышления, грех уже не имеет власти над нами, и христианин не может ударить стоящего рядом, в его жизнь входит понимание, прощение и смирение перед лицом выбора другого человека, собственной природой, непреодолимыми внешними обстоятельствами, миром, волей Божьей.

Смирение не означает бездействие. Иисус шёл. Вся его жизнь, это движение и борьба с обстоятельствами, которые всегда сильнее Его. Смирение и послушание воле Отца приводит Его на дорогу Креста. И по пути к Лобному месту Он остается собой: через муку страдания замечая лица встречных, прося за распинающих, отвечает обещанием вечности мучающемуся рядом разбойнику, Иисус свидетельствует об Отце всей своей жизнью до последнего вздоха. Путь Его – свидетельство и… молитва. Всегда молитва.

А что есть последние семь фраз Христа на Кресте? – Молитва о врагах, о страдающем ближнем, о Церкви, поручаемой Марии, о жажде Бога, о боли оставленности, и наконец, о решимости и уповании. Он остается верен, даже если связь с Отцом разорвана всеми грехами мира, Он полон решимости сохранить ее, поддержать – последний возглас Иисуса на Кресте – Его последнее исповедание веры, надежды и любви.

Так Бог отставляет нам не только надежду на Его милосердие, благодарность за спасение, но и действенный инструмент исцеления мира. В самых безнадежных обстоятельствах связь с Всевышним наполняет жизнь смыслом и дает силы идти по пути. И отказ от молитвы ранит нашего Отца гораздо больше, чем грехи. Христианин, который не молится – отказывает Богу в общении (которого Любящий жаждет бесконечно), отрицает надежду на благое изменение, уклоняется от соучастия в творении мира, разрывает связь, и… мы снова возвращается к теме предательства.

Есть много разных молитв: возвышенных, красивых, эйфорических, прославляющих, по-детски наивных или глубоко интеллектуальных. И есть молитвы боли: Крестный Путь и созерцание Страстей – это сопереживание и соучастие в страдании, которого и так предостаточно в нашей жизни. Но эта молитва, кроме боли и сокрушения, несет в себе великий исцеляющий свет – она учит нас верности и умению не предавать, дойти до конца и найти в себе силы оказаться милосердными там, где кажется, нет уже места любви и надежде. Остаться рядом с Ним не в сиянии Славы, не в свете радости и ликования, но в темноте и ужасе боли и одиночества – вот чему учит нас сегодняшнее богослужение. В испытании не отказаться от исполнения миссии, от слова, данного при Крещении. Выдержать, не оттолкнуть руку, протянутую с Креста. Не предать, но остаться верным.

И воскреснуть!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s