login: христианин

TASS_18823493Недавно в шутку предложили описать наш сетевой «католический бестиарий» (термин, который часто использую в полемике). Признаюсь, идея подобного фельетона меня позабавила. Несколько дней развлекалась «раскрашивая» персонажей, подбирая им ярлычки и рубрики, пока горький вкус отвращения к происходящему не заставил опомниться. Да, ирония и сарказм – мощные инструменты обличения язв и вскрытия нарывов, но захочу ли я обратить их против своих братьев-сестер, против себя самой? Или все же поищу в душе иной отклик на очевидную общую беду?
Может быть, у меня хватит наглости поискать лекарство?

Последние годы слишком часто приходится отвечать на вопросы типа: «почему этот NN так себя ведет, он же верующий христианин? Почему же NN пишет заведомую ложь, она же уважаемая католичка?!! Я не понимаю, как к этому относиться! Господи, как же меня достали наши католические дрязги! Никакой радости! И что с этим делать?»… и отвечать на эти вопросы, не срываясь в осуждение и злословие, трудно, почти невозможно.

За прошедшие двадцать лет Сеть предоставила каждому фантастический уровень публичности, создав при этом ложное чувство защищенности и безопасности. Возникло сетевое пространство тотальной коммуникации, ставшее не только полем воплощения жизненных инициатив и построения связей,  но и местом реализации наших фантазий о себе, комплексов, манифестации неврозов и так далее. Инструмент, задуманный ради облегчения жизни и её упрощения, стал Левиафаном не только пожирающим свободное время, но и оказывающим прямое и непосредственное влияние на мою психику, душу… жизнь.

А как иначе? Все, что годами поглощает наше внимание по нескольку часов в день – неизбежно становится формирующим нас инструментом! И каждый аспект Сети оказывает влияние. Например, та всё возрастающая легкость, с которой любое моё высказывание публикуется и получает отклик, приводит к формированию привычки, если не сказать нужды в немедленном ответе на любое переживание. Задумайтесь, каков результат этого? Насколько я сама проживаю и осмысливаю это своё переживание, если через секунду выливаю его в Сеть и немедленно сталкиваюсь с реакцией другого разума, с его ассоциациями, эмоциями, мнением, настроениями? Успело ли прожитое пустить корни в моей душе, стать пищей для мысли, поступком? Или мозг мгновенно утонул в чужой рефлексии на мое событие, а побуждение к действию потухло за чтением россыпи комментариев? Да что россыпь, бывает, первый же комментарий полностью уничтожает настроение, и вынужденная следовать чужой мысли, моя эмоция гаснет. Привычная цепочка: переживание-мысль-поступок разрывается. 21 век добавил нам стадию «поделиться», после которой часто не наступает ничего, кроме удовлетворения удачной реакцией зрителей, либо гневом и унынием в случае её отсутствия или неудовлетворительного отклика.

Вы замечали за собой, что в периоды добровольного или вынужденного отключения от Сети, рука автоматически тянется к телефону, чтобы… поделиться? И насколько сильно и навязчиво это желание? Как часто человек, начинающий изучать практики уединения, тишины и медитации, с растерянностью и нервным смехом признается мне, что самым большим искушением в «затворе» является желание включить экран!

Механизм этой зависимости прост,  мысль о том, что мое переживание увидит и разделит толпа виртуальных знакомцев-незнакомцев, создает иллюзию близости, востребованности и неодиночества. Подключение к огромному новостному потоку заглушает внутренний шум, а бесконечная информационная текучка рождает ощущение занятости. И чем сильнее наше внутреннее одиночество, тем ярче будет проявлять себя зависимость от сетевого отклика. И это еще цветочки…

Нет, нет, сбавим пафос! Не стану призывать всех к тотальному отключению от Сети (хотя и не могу отрицать пользу и необходимость периодов полного отключения, которые практикую уже много лет). Конечно, не собираюсь отказываться от такой привычной за двадцать пять лет и удобной технической возможности связаться с миром.  Однако мир… за последние десятилетия очень изменился, подрастеряв и романтичность прошлого столетия и (как иногда кажется) душевное здоровье, привнеся в Сеть агрессивные инструменты манипулирования массовым сознанием, которые все чаще начинают применяться повсеместно на индивидуальном уровне. Особенно тяжело наблюдать подобные практики в христианских сообществах, где взаимная агрессия порой превышает все мыслимые и немыслимые пределы.

На что ориентироваться христианину в сетевом море? Как обезопасить себя? Ведь всё, что мы видим на экране, моментально поступает внутрь, осаждается там и начинает свою работу. Спросите себя, насколько часто мы отрывается от сети с чувством гадливости и опустошенности, хотя просто зашли глянуть, что нового?
Иногда думаю, что слова Иисуса: «исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7, 20-23) – очень хорошо описывают ситуацию с Сетью, где всё исходит только от нас!

И мы это «всё» потребляем, часто даже не задумываясь об уязвимости собственной, усталой после рабочего дня психики. Не думаем о беззащитности перед искушениями, которые тонко и незаметно проникают в нашу жизнь в процессе сетевой жизни, что-то безвозвратно меняя в нас, исподволь отравляя и разрушая.
Размышляя над «бестиарием» поняла, что вместо смеха испытываю сильную боль, потому что как бы там ни было, но российский католический интернет это община, и она поражена теми же пороками, что и мир. И потому мне захотелось суммировать свои наблюдения о том, что же особенно разрушает нас, отчуждает, лишает христианской жизни:

В первую очередь это «хайп» и «газлайтинг». За этими странными словами прячется две агрессивных стратегии по привлечению к себе внимания, часто они идут рука об руку. «Хайп» выглядит просто – автор пишет в посте или комментарии заведомо провокативную информацию (тут можно вставить все, что угодно: от ненавижу Папу, до я католик, но за аборты!) и ждет нашего отклика. Конструктив его не интересует, решение проблемы или поиск сути тоже – основное желание – собрать больше реакций, поднять шум, максимально продержаться в фокусе внимания «чтобы обо мне говорили». Часто используется для раскрутки начинающими авторами, однако, очень редко провокационный путь приводит к положительным результатам в силу того, что автор не имеет сильной психологической защиты от ответной волны негатива.

«Газлайтинг» тоньше и опаснее: автор, ради самоудовлетворения, неоднократно агрессивно нападет на собеседника или группу людей, не слышит ничьих увещеваний и призывов вести себя разумно. Использует абсурдные доводы, диффамацию, скриншотит, стирает комменты, формирует общественное мнение под себя, продолжает хамство и оскорбления, а когда собеседник не выдерживает агрессии и взрывается (желательно максимально публично), удивленно вопрошает «А что я такого сказал? Да как вы смеете меня обвинять?!!». Часто за подобным поведением лежат отклонения в психической сфере, которые пышным цветом расцветают в сетевом поле безнаказанности.
На «бан» оба стратега реагируют примерно одинаково, сообщая всем и всюду, что их ( честных-достойных, много делающих для Церкви, много знающих и важных) выбросили из дискуссии и абсолютно неизвестно за что. Сами они обычно банят опасных для себя лиц, но продолжают публично поливать их грязью, к месту и не к месту поминая тех «врагов», кто находится в фокусе травли на данный момент.

С «хейтерами» дело обстоит проще: обычно это люди, чем-то сильно обиженные на Церковь (приход, настоятеля, семинарию, Папу и так далее). В большинстве постов они жалуются и ненавидят, ненавидят и жалуются. Не стоит подозревать во всех их действиях злой умысел, часто это глубоко больные люди, в их жизни действительно произошла трагедия, но обида не была пережита, травма не излечена, и год за годом человек находится в плену своей боли, транслируя отчаяние и ненависть в сеть. Он не ищет помощи, не соглашается на нее, но постоянно повторяет один и тот же рисунок: обвиняет, вызывает сочувствие, принимает его, а затем обвиняет принявших участие в недостаточном внимании, понимании, отталкивает и помещает в круг своих гонителей, зарабатывая желаемый «бан», который усугубляет страдание и чувство обездоленности, и так по кругу. Зачастую это манифестация болезни и автору требуется серьезная терапия.
Другое дело «профессиональные хейтеры» – это сторонники/противники какой-то одной доктрины, либо Папы, Обряда и так далее до бесконечности. Они обычно хорошо разбираются во всех вопросах, не желают слушать оппонентов и с успехом используют в дискуссиях хайп и газлайтинг. Живут этим годами, поэтому обычно не нападают активно, а лишь транслируют бесконечно повторяющиеся темы из года в год, поддерживая у читателей чувство, что настал конец времен, Антихрист уже на пороге, надежды нет, а все, что делается сегодня плохо, глупо и бессмысленно. Вспоминая свой самый первый визит на католический форум, могу сказать, что особенно эти люди опасны для новичков.

И, наконец, четвертый тип, назову это «сплетники» всех мастей. Люди, которые «по секрету» обязательно сообщат вам «всю правду» о тех, о ком вы ничего не слышали, не сильно интересовались, но живете не на острове и вам интересно узнать что-то о приходе, настоятеле, епископе и так далее. Злословие и клевета их оружие, и если вы проявили хоть какой-то интерес – то открыли ящик Пандоры, поток грязи и мерзости в личку, а то и в комментарии вам обеспечен. Автор же получит огромное удовольствие от распространения «всей правды» и еще большее от вашего ужаса и шока. В комментариях многозначительным тоном они подпускают грязные намеки, сообщают о своем знании реальной ситуации и быстро срываются на хейтерство, если их пытаются урезонить.

Пожалуй, основной четверки нам хватит. Невесело? Да. Всем встречалось. Другое дело, что мы редко задумываемся о том, что происходит с нами, когда сталкиваемся с подобной сетевой активностью. Я сейчас говорю не о несчастных жертвах агрессии, но о нас – зрителях.
Прежде всего, выше перечисленные типажи вызывают гнев – зачастую отнюдь не по отношению к себе, чаще (не являясь мишенями) мы испытываем негодование в адрес тех, кто является целью негативных постов и комментариев. Мы привыкли верить печатному слову, экспрессии, яркому выражению чувств или авторитетному цитированию не разбираясь. Автоматически мозг фиксирует обвинение и включает – праведный гнев. Как любой обычный человек вы реагируете по мере сил, высказываете поддержку, ждете, что кто-то из «имеющих власть» вмешается, что ситуация как-то разрешится. Но, в большинстве случаев этого не происходит. Цель автора не диалог, а стиль и форма обвинений зачастую исключают даже возможность его начала. Таким образом гнев не находит выхода, а остается кипеть на бесконечно подогреваемом огне амбиций. Эмоциональные жалобы на несправедливость, боль и отчаяние жертв тоже не проходят бесследно, вы ничем не можете помочь, и в душу начинает заползать уныние и безнадежность – ведь творится несправедливость, невозможно добиться правды, защитить слабых, сохранить мир. Авторитетные источники с апломбом подтверждают, что мир катится в тартарары, а многозначительные грязные намеки и истории о личной жизни духовенства лишают даже тени опоры… Церковь начинает рушиться в нас самих. Печальный итог.

Думаете это все? Увы. Искушения и работа дьявола всегда тоньше и глубже. Наблюдая за подобными стратегиями, мы сами невольно начинаем повторять и применять их в жизни. Кому из нас не приходило в голову ради благой цели что-то такое сказать о ком-то, сделать? Возможно, повторить ужаснувшую сплетню, рассказать отвратительную историю. Поддержать зарвавшегося автора ради раскрутки ситуации, пиара, надежды, что это решит тупиковую ситуацию. Или не дай Бог, включиться в травлю, ради общего дела, разумеется. Наблюдая за легкостью, с которой стороны конфликта швыряются обвинениями, мы неожиданно для себя начинаем копировать их поведение, объясняя себе происходящее вечным «да все же так делают, чем я хуже!». Никто не застрахован от яда.
Об этом феномене прекрасно сказал Папа Франциск в «Gaudete et exsultate», 115:

«Христиане тоже могут стать частью сетей вербального насилия, посредством интернета и различных форумов или площадок цифрового взаимодействия. Даже в католических СМИ могут преступаться границы, и имеет обыкновение укореняться очернение и клевета, и кажется, что забывается о всякой этике и уважении к чужой репутации. Это порождает опасный дуализм, поскольку в этих социальных сетях говорятся вещи, которые были бы недопустимы в публичной жизни, и свою неудовлетворенность стремятся яростно компенсировать этим желанием мести. Примечательно, что иногда, в попытке защитить другие заповеди, совершенно упускается из виду восьмая: «Не произноси ложного свидетельства» и не лги, – и репутация другого безжалостно рушится. В этом бесконтрольно проявляется то, что язык – «прикраса неправды», которая «воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак 3, 6).»

Но и «воспаление круга жизни» это еще не весь вред. Самой большой опасностью, на мой взгляд, является внутреннее развращение христианина, которое происходит, когда «исходящее из человека оскверняет человека». Нужно отдавать себе отчет, что заходя  Сеть, мы потребляем контент.
Признайтесь себе (и я не исключение), как часто мы подключались к сети, чтобы просто… поржать над автором и жертвой атаки? Как часто писали: «запасся попкорном, сижу, жду!», подписывались на страницы одиозных авторов, сообществ ради чтения внутрицерковных скандальчиков, смотрели, как пинают того или иного священника или прихожанку? Ради чего мы это делали? – для того чтобы пощекотать себе нервы, чтобы почувствовать свое превосходство над участниками, увы.
Кипящие страсти притягательны, как и насилие (пусть вербальное), и следуя за желанием возбуждать чувства, развлечься, мы становимся свидетелями очень опасной игры, превращаясь из пассивных участников в… соучастников творящегося зла, которое возможно, не так очевидно интеллекту, но абсолютно ясно душе. Отсюда наша опустошенность и усталость, когда мы отрываемся от экрана после чтения многостраничного популярного церковного треда, уже не понимая, на чьей стороне правда, но сгибаясь под тяжестью навалившейся апатии и уныния. Такова цена этих игр. Разобщенность. Недоверие. Одиночество. Не христианство…

«И никакой радости! Что с этим делать?»

Вспомнить о Христе.
Сеть – это серьезный вызов для каждой души, бесполезно задаваться вопросами о вреде этого инструмента или его пользе, он нейтрален как садовая лопата и содержит в себе огромный потенциал добра и зла. Сеть – это способ прикоснуться к миру другого человека, к  душам огромного количества людей. Сеть – это terra incognita, границы которой постоянно расширяются, и как ни крути, но нам обживать её и в ней жить, а следуя призванию христианина – еще и освящать.

И чтобы эта жизнь была комфортной, начинать нужно с малого – с душевной гигиены, о которой я так часто пишу. С внимания к тому, что читаю, на что подписан, с отслеживания того, как реагирую на увиденное в Сети. Мы же не зря избегаем похоти в сети, так почему бы не избегать ненависти и насилия?
Мы не можем принудить других вести себя в соответствии с христианскими идеалами, да что там, не способны даже заставить держаться в рамках приличий. Но не это задача нашей совести. Нет никакой разницы между виртуальной и реальной жизнью. Если я ежедневно провожу несколько часов своей жизни в интернете, то такова на сегодняшний день моя реальная жизнь. И только я отвечаю перед собой и Богом за то, чем она наполнена, и как я проживаю этот кусок жизни.

Вы скажете, что Сеть просто развлечение, что чаще всего мы заходим сюда просто расслабиться, отвлечься, почитать новости, не более того. Не надо наваливать гору дополнительной работы: все это наблюдение, размышление, действие. В ответ мне хочется обратиться к образу сада, в котором так приятно отдохнуть вечером: красивые деревья, цветы, трава, возможно, ухоженные дорожки, пруд – любой садовод скажет, сколько труда вложено в эту картинку и как быстро (за год без ухода) любой сад зарастает сорняками, гнильем и разрушается. Так не стоит ли потратить силы на работу по расчистке своей «зоны отдыха» от грязи и сорняков?

И что мне теперь, от всего отключиться? Нет! Я всего лишь предлагаю переоценить потребляемый контент с точки зрения собственных духовных сил. Все мы разные, кто-то способен сохранить спокойствие посреди шторма, а кого-то выбешивает до белого каления даже одиозный ник. И здесь возникает самый важный вопрос: остаюсь ли я в Сети христианином? А если да (по крайней мере стремлюсь к этому), то в каком направлении двигаться?

Как достичь мира?

Хороший вопрос. И, слава Богу,  что на него нам давно даны ответы, не в психологии или сетевых стратегиях, нет, уж простите… в Писании. Если взглянуть на Декалог, то в нем  содержится шесть заповедей начинающихся с отрицательной частицы «не» – это фактическое требование отказа от зла во всех сферах христианской жизни. Мне очень нравится, как о. Хосе Вегас в своей книге «Основы христианской этики» пишет об этих шести заповедях: «они устанавливают минимально необходимый для всех уровень добра». Минимальный уровень, понимаете? И именно потому, что христианская виртуальная жизнь редко предполагает буквальное нарушение заповедей (пожалуй, за исключением восьмой), то у нас возникает чувство ложной успокоенности или несущественности происходящего. Но если вспомнить, что Декалог всего лишь норма христианской жизни и никакой особой заслуги нашей в том, что мы удерживаемся в заданных рамках нет – возникает понимание, что это всего лишь начало христианского пути в Сети. А вот куда дальше… это уже вызов.

Заповеди блаженства (Лк 6, 17. 20-26), которые читаем сегодня, как раз и задают нам ту планку совершенства любви, к которой мы призваны стремиться. Они – бесконечно прекрасный горизонт, к которому идем всю жизнь. Блаженны мы, если сердце наше живет в кротости, в щедрости и любви, блаженны мы в стойкости наших убеждений, в терпении и преодолении зла в нашей жизни. И сияние Царства оно здесь рядом, в том числе и в Сети – в тот момент, когда мы оказываем помощь, жертвуем деньги, время, пишем больному письмо поддержки, утешаем потерявшего близких, подбадриваем оступившегося, хвалим трудящегося.

И я снова возвращаюсь Апостольскому увещеванию «Gaudete et exsultate» Папы Франциска «О призвании к святости в современном мире», а именно к главе Четвертой, в которой Святейший Отец среди других выделяет пять важнейших проявлений любви к Богу и ближнему – это: стойкость, терпение и кротость, радость и чувство юмора.

«114. Нужно быть внимательными и бороться со своими агрессивными и эгоцентричными наклонностями, чтобы не допустить их укоренения: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4, 26). Когда есть обстоятельства, которые тяготят нас, мы всегда можем прибегнуть к якорю молитвы, которая возвращает нас в руки Божьи и дает нам источник мира: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши» (Флп 4, 6-7).

116. Внутренняя стойкость, являющаяся делом благодати, не дает нас увлечь насилию, захватывающему общественную жизнь, поскольку благодать усмиряет самодовольство и делает возможным кротость сердца. Святой не тратит сил на сетования на ошибки других, он способен молчать, видя недостатки своих братьев; он избегает вербального насилия, которое мучит и разрушает, поскольку не считает себя достойным быть жестким по отношению к другим, но почитает других высшими себя (ср.: Флп2, 3).

122. Сказанное к этому моменту не подразумевает робкого, грустного, кислого или меланхоличного вида или же обессиленного поникшего профиля. Святой способен жить с радостью и чувством юмора. Не теряя связи с реальностью, он озаряет других духом позитива и надежды. Быть христианами – значит испытывать «радость во Святом Духе» (Рим 14, 17), поскольку «необходимым следствием любви к горнему является радость, а каждый любящий испытывает радость от всего, что соединяет его с любимым. Поэтому вслед за любовью [в качестве плода] указана «радость». Получив красоту Слова, мы принимаем ее «при многих скорбях с радостью Духа Святого» (1 Фес 1, 6). Если мы позволим Господу вытащить нас из нашего панциря и изменить нашу жизнь, мы сможем воплотить в реальность то, о чём просил святой Павел: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп 4, 4).»

Конечно, Папа говорит обо всём современном мире, но его слова вполне можно применить и в Сети. Не лишайте себя надежды, дорогие мои, но включайте благоразумие и не тратьте время своей жизни на отраву, которую очень легко принять за пищу насущную. Человек так устроен, что без дисциплины и внимания очень быстро попадает в ловушки зла. И неправда, что мы бессильны и не можем ничего с этим сделать. Самое очевидное, что следует из самодисциплины – не кормить тех, кто питается агрессией и насилием, вы же знаете, что никакое сетевое зло не выживет без зрителей, без наших реакций. Не поддаваться искушениям – это значит вести жизнь достойную христианина. И не поддаваться иллюзии беспомощности. Очень многое в нашей власти – верность, настойчивость и самое главное – молитва. Мы очень много критикуем Сеть, наши католические ресурсы, «политику партии», персоналии, жалуемся, что не допущены до принятия решений, не имеем влияния – бесконечные «не…». Но… мы можем молиться, испрашивать Божьего благословения и сил на служение для тех, кто что-то делает в этом сегменте, просить вразумления и Божьей помощи для разрушающих, просить Бога указать путь к диалогу, просто молиться о здравии и развитии самой католической интернет-общины, о создании связей, атмосферы любви и света.

Упорство и труд Господь всегда вознаграждает. Наше стремление к совершенству любви – это путь к свободе от зла, к неуязвимости перед ним. И если мы будем стойкими, терпеливыми и кроткими, если сумеем сохранить радость и свет, то тогда произойдет чудо: «там, где наш разум не видел ничего, кроме порока, ненависти и уродства, при участии сердца он искренне и спонтанно находит основание для милосердия, любви, надежды и веры» (св. Тереза из Лизье)

Светлого Воскресенья, друзья!

Постскриптум
Еще раз хочу возразить тем, кто скажет, что скандалы и шумиха идут на пользу общему делу, что оскорблять и даже травить некоторых лиц вполне допустимо, так как они-то нас игнорируют и гнобят годами. Мы бесправны, и таков путь борьбы за правое дело! – Очень знакомая позиция, не правда ли? Освященная временем, и похоже, в этом столетии победившая в качестве основной стратегии. Тут одна проблема: мы – христиане, и Иисус не учил нас не этому.
Но чтобы не расписываться еще на десяток страниц, просто процитирую Компендиум ККЦ: «Нравственно добрый поступок предполагает одновременно то, что благими являются его объект, цель и обстоятельства. Избранный объект может извратить весь поступок, даже при условии благого намерения. Нельзя совершить зло, чтобы извлечь из него добро. Дурная цель извращает действие, даже если его объект благ сам по себе. Напротив, благая цель не оправдывает поведение, само по себе беззаконное, поскольку цель не оправдывает средств. Обстоятельства могут уменьшить или увеличить ответственность действующего лица, но не могут ни оправдать моральное качество самих поступков, ни сделать добрым поступок, который сам по себе дурной».

login: христианин: 4 комментария

  1. Доброе утро, Люба!
    Очень рада Вашей новой публикации — у Вас есть милы снова писать, значит, надеюсь, Вы выздоровели. Прошу архангела Рафаила о его нежной опеке над Вами!
    Спасибо за мысли и цитаты. Мне очень близко Ваше понимание проблемы. И я опытным путём определила свой личный уровень и способы вовлечённости в Сеть: я больше не хожу по соцсетям, чатам, группам и новостным лентам. Общаюсь только через личную переписку и личные разговоры. Причина простая — мой ресурс стойкости к негативу очень ограничен и я предпочитаю его расходовать на личные контакты с людьми, чтобы помогать им справляться с тем прессом негатива — не только сетевого, а по жизни. Сделать я могу очень немного… Но если ходить по соцсетям не смогу вообще ничего…
    Особое спасибо за анализ психологического воздействия. Вы правы: сеть гипертрофировала до уродства нашу потребность «поделиться», а по сути сбросить психологическое напряжение и отэмоционировать чувства и ощущения. А это не даёт, скажем образно, накопить «эмоциональную энергию» и переработать её в «топливо», пригодное для совершения конструктивного действия.
    Ещё раз большое спасибо за пост. Будьте благословенны от Небесного Отца нашего Духом Святым во Христе. н

    Нравится

    1. Наталья, сердечное спасибо за такой развернутый комментарий! И огромное спасибо за молитву! (и прошу еще, увы, продолжаю бороться с хронической ангиной)
      Да, да! «ресурс стойкости к негативу» — прекрасный термин, и наши силы по его возобновлению небезграничны, а с годами еще и убывают. хочется передышки и тишины. И ведь речь не идет о превращении Сети в страну розовых пони, а лишь в пригодное(безопасное) для жизни человека место. Думаю, что все мы все больше будем уходить в сторону личных контактов, и, возможно, это как раз неплохо. В ответ на волны грязи — неизбежно прибавление чистоты, в темноте — ярче сияет свет, возможно, маятник качнется, и католическое сообщество снова начнет больше говорить не о себе и своей жизни, а о Христе.
      Обнимаю молитвой! И будьте здоровы!

      Нравится

  2. Вы пишете много верного. Но хочу Вас немного поправить. «Газлайтинг» — это распространенный психологический термин, но Вы его используете неправильно. Газлайтинг — это целенаправленное и систематическое внушение другому человеку сомнений в его нормальности. Термин происходит от детективной пьесы Gas light («Газовый свет») британского драматурга Патрика Гамильтона, в которой муж применяет к жене именно эту форму манипулирования.
    А второе, что меня несколько резануло, касается, собственно, богословия. Вы пишете: «Вспомнить о Христе.
    Сеть – это серьезный вызов для каждой души. Сеть – это terra incognita,… но нам обживать её и в ней жить, а следуя призванию христианина – еще и освящать. И чтобы эта жизнь была комфортной, начинать нужно с малого – с душевной гигиены». Неужели Вам не слышен резкий диссонанс между «вспомнить о Христе» и «чтобы жизнь была комфортной»? Жизнь Христа отнюдь не была комфортной, и жизнь христианина тоже не обязана быть комфортной. Уж или поиски комфорта, или призвание христианина. Нельзя служить двум господам.
    Вообще хочу сказать: богословие — это серьезная дисциплина, и люди ей долго учатся. Тот, кто не выучился, не должен учить других. «Все ли учители?» — спрашивает апостол. Это риторический вопрос. Нет, не все имеют это призвание.

    Нравится

    1. Спасибо, Александр! да, вы правы, понятие газлайтинг шире и страшнее, хотя я вижу прямые аналогии с ним. И богословию надо учится, безусловно. Но эта страница не кафедра, не катехитический ресурс, а личный блог, ничем не отличающийся от любых страниц в жж, фб и тд и тп. Свои мысли в сеть выкладывать никому не запрещено. Наша беда в том, что сишком мало контента, поэтому одна статья делает много шума. Надеюсь, перестанут бояться, что их сразу затопчут и начнут писать.
      Светлого дня!

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s