Приглашение в Путь…

maxresdefaultБогоявление – красивый и торжественный праздник рождественского времени. Мы его обожаем: длинные новогодние каникулы, ёлки, подарки, гости, смех, ладан и мел, буковки на дверях и поздравления, поздравления. Кажется, что даже зима отступает.
Но посреди праздничной торжественности сегодняшней службы звучит провозглашение тех самых дат литургического года: Пепельная среда, Пасха Господня, Пятидесятница, Торжество Тела и Крови… – что связаны Твоей жертвой. Отсчёт пошел. Распахнутые в благословении крошечные ручки младенца обнимают весь мир знаком Креста, а среди золота и ладана лежит смирна  – очень скоро Никодим принесет её к Твоему телу. Мы всё ещё радуемся Твоему рождению, но сегодняшний свет Звезды ясно предвозвещает обжигающее сияние Твоей смерти.

Кого ищут в иудейской пустыне усталые волхвы? Чего ждут: подтверждения своим расчётам, объяснения загадке, удовлетворения научного любопытства? Странники проходят долгий путь через неизвестную страну, чтобы что? Убедиться или уверовать? Но в Кого? У них нет знания писаний пророков и Закона, они же язычники, их боги другие. И вдруг именно эти чужестранцы первыми приходят – поклониться будущему Царю, принести дары своей жизни. Таким образом, волхвы становятся первыми паломниками Христа, и являют нам знамение жизни христианина – долгий путь к Богу через пустыню неизвестной земли.

Что отличает волхвов от всех остальных? То, что делает нас паломниками – готовность отправиться в Путь в ответ на Зов. Глянем на выбор Ирода. Уж он-то моментально верит словам гостей, и, освежив в памяти пророчества (проконсультировавшись с лучшими книжниками), немедленно решает убить будущего царя – вот так ответ! Знающий и верующий, но озабоченный только собой и своим благополучием готов уничтожить Чудо сразу, только лишь для того чтобы сохранить свой собственный мир в неприкосновенности. В нем нет удивления, как нет и интереса,  только недовольство и опасения. Без лишних вопросов Ирод выносит вердикт: этот младенец как-то угрожает моей власти, претендует на моё место под солнцем, он – лишний! Что случится дальше, мы знаем…

А ведь у Ирода, так же как и у любого другого, был шанс на встречу. Что произошло бы, приди этот неплохой (по историческим меркам) царь в Вифлеем как паломник, как ожидающий чуда? Не пошёл. Не рискнул. И я его понимаю.

Весть о Христе абсурдна и требует от нас каких-то немыслимых подвигов: бросить всё, оставить, отречься, пожертвовать, стать другими, обратиться, уверовать, положиться, довериться, идти, идти… не останавливаться. О каком комфорте может идти речь с такими требованиями? Можно пожить спокойно?  Ничего плохого не делаю, вот и не надо требовать от меня каких-то сказочных подвигов, не мешай мне жить своей жизнью! Оххх, как же часто отмахиваюсь от Тебя в раздражении, Господи? Даже прошу, чтобы «трансляция» Твоего зова была потише, поспокойнее. А иногда… да, иногда хочется поступить и как Ирод, чтобы Тебя вообще не было, чтобы не было этой удручающей необходимости постоянно делать выбор, чтобы никто не заставлял меня идти ночью через пустыню за непонятной звездой!

Волхвы были мудры. Они знали, что Чудо нельзя игнорировать. Что отказ от дара ударит не по дарящему – обеднеет тот, кто отказался. Тот кто не желает смотреть на мир с удивлением и радостью ребенка – обречен на равнодушие, недовольство и бесконечные опасения. Отрицая возможность нового, мы не защищаем себя, но отвергая встречу с радостью и надеждой, ходим кругами в благополучии своего закрытого мирка, не замечая, как в нём заканчивается чистый воздух.

Сегодняшний праздник вновь приглашает нас ступить на тропу, которая начинается от двери родного дома (на которой мы напишем сегодня «буковки») и заканчивается в Воскресении. Мы пойдем через привычный цикл праздников литургического года, и каждый праздник говорит о чем-то особенном. Сегодняшний – о Надежде и Путеводном свете.

Надежда на встречу с Истиной – вела волхвов через пустыню, и в конце пути они были вознаграждены сполна – «возрадовались радостью весьма великою» – их ждал Ответ. А Звезда Нового завета, заключившая в себе свет всех пророчеств и обещаний, была им проводником. И это обещание для нас – мы никогда не остаемся без помощи на Пути, друзья мои, с нами всегда тот Свет Рождества, что освещал дорогу волхвам и пастухам, осветит и нашу, нужно лишь поднять глаза и найти Его.

Доброй дороги к Свету!

Lead, Kindly Light, amidst th’encircling gloom,
Lead Thou me on!
The night is dark, and I am far from home,
Lead Thou me on!
Keep Thou my feet; I do not ask to see
The distant scene; one step enough for me.

I was not ever thus, nor prayed that Thou
Shouldst lead me on;
I loved to choose and see my path; but now
Lead Thou me on!
I loved the garish day, and, spite of fears,
Pride ruled my will. Remember not past years!

So long Thy power hath blest me, sure it still
Will lead me on.
O’er moor and fen, o’er crag and torrent, till
The night is gone,
And with the morn those angel faces smile,
Which I have loved long since, and lost awhile!

Meantime, along the narrow rugged path,
Thyself hast trod,
Lead, Saviour, lead me home in childlike faith,
Home to my God.
To rest forever after earthly strife
In the calm light of everlasting life.

John Henry Newman, 1833

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s