Не отвернуться от упавшего Христа

3-Jesus-Falls-Under-Cross-AloneРазмышляю над письмами, пришедшими в ответ на беседу, над разговорами, мысленно спорю и ищу аргументы, и как-то незаметно всё это вплетается в ткань пятничного созерцания Крестного Пути. Если отбросить ругань на погрязший во зле клир, с глубокой грустью отметила количественный перевес посланий, декларирующих ту или иную степень ухода, желания дистанцироваться от Церкви, находящейся в эпицентре омерзительных скандалов. И не всегда это открытое противостояние и «синдром Лютера» – в них-то как раз больше честности и меньше самообмана.

Куда опаснее иной путь…который, лишь на первый взгляд, может показаться спасительным. В случае невыносимой боли от столкновения с реальностью церковная вселенная предоставляет нам массу возможностей для «внутренней эмиграции».Ах, как соблазнительно – оградиться стеной и не думать о ранах Тела Христова! Скучно не будет. Нас ждут неисчислимые богатства: веры, красоты, разума, творчества и науки – сокровищницу церковного наследия невозможно исчерпать. И такой «отшельник» сможет отправиться в бесконечное чувственное или интеллектуальное путешествие по освященному миру, проникаясь восхищением к Создателю и утешаясь славой Церкви, забыв о боли. С другой стороны, можно уйти в бесконечное осуждение человеческой природы, занять позицию судьи и упиваться созерцанием греха, погружаться в порицание людской слабости и самодовольство, не отождествляя себя с человечеством. В уединении и то и другое легко может стать наркотиком, способом достижения чувственных переживаний, покоя души. Нельзя забывать и о ловушке самосовершенствования, стремления к достижению некой конкретной цели: будь то аскетизм, медитация или усердие в молитвах, увы, практика, превращающаяся из средства в цель, становится отравой вместо лекарства. Уж не говорю о целом Диснейленде церковного активизма и его наркотической привлекательности.

Почему в нас возникает такое стремление к уходу, к желанию забыть, или, как сейчас говорят, развидеть? Христианин, как и любой нормальный человек, испытывает возмущение и брезгливость, сталкиваясь со злом и преступлением в своем доме, он не может ассоциироваться с «этими», с теми, кто опорочил Церковь! Переживание настолько травматично, «настолько испачканные одежда и лицо Твоей Церкви ужасает нас», что всеми силами хочется убежать и спрятаться, не впускать эту грязь в сознание, не думать о ней, не говорить. И вот, еще печальнее, что итогом такого игнорирования травмы становится практика молчания, уже не среди виновных, желающих избежать огласки и наказания, но среди нас самих – нет проблемы = нет дискомфорта. «Я не хочу об этом читать и думать, не желаю, я много молюсь, много делаю для Церкви, много…много…но от «этого» меня увольте!».

Увы, так не получится. Из всей окружающей нас жизни мы знаем, что бесконечное молчание хороших людей лишь развращает преступников, приводя к большему произволу, который в итоге поглотит всех. Но еще страшнее для христианина – отказ от общей ответственности, от того самого покаяния, к которому призвал нас Папа Франциск. Это отказ Христу войти в мою рану, отказ от разделения с Ним боли и страданий – и как итог – мое сознательное неучастие в исцелении и очищении ран Церкви.

Не стану повторять конспект беседы, но поделюсь очень конкретным и жестким размышлением Йозефа Ратцингера из «богослужения Крестного Пути» 2005 года, которое сегодня в моем сердце. Прошу вас, посвятите немного времени размышлению над этим текстом, пропустите через себя.

Будущий Папа призывает нас не бежать, но вглядеться в упавшего Христа, открыть свое сердце и разум осознанию того факта, что грязь на Его лице и теле – это наша прямая ответственность. Могу ли я сегодня заявить Страдающему: «пусть другие оттирают эту грязь, но не я…мои руки чисты!»? Каков будет мой ответ.
И Размышление продолжает Молитва, которая сама по себе – повод для глубокой медитации. В ней Ратцингер дает нам текст, который без оговорок возьмусь предложить для ежедневной молитвы за Церковь сейчас – настолько четко и ясно в этих нескольких предложениях звучит и признание травмы, и признание вины, и сокрушение, но и яростное и вдохновенное упование на Спасителя и пророчество исцеления всех ран!

Молитва – это не привычное бормотание текстов, не пассивное выполнение рутины, но деятельное участие в деле Спасения, оружие и лекарство. Не стоит надеяться, что придет кто-то другой – такой профессиональный, умный, умелый и всё сделает за нас: омоет, оботрет, излечит. Телу Христову сегодня как никогда требуется молитва тех, кто это Тело составляет – наша молитва.

Не сдавайтесь!

*Иисус падает под бременем креста в третий раз*

РАЗМЫШЛЕНИЕ
«О чем может говорить нам третье падение Иисуса под бременем креста? Может быть, оно заставляет нас подумать о падении человека в целом, об отпадении столь многих людей от Христа в сторону секуляризма без Бога. Но не следует ли нам подумать и о том, как много должен страдать Христос в самой Своей Церкви? Как часто совершаются злоупотребления с Таинством Его присутствия, в какую пустоту и озлобленность сердца зачастую Он входит! Как часто мы празднуем только для самих себя, а Его нет в наших мыслях! Как часто Его слово подвергается искажениям и злоупотреблениям! Сколько маловерия в таких теориях, сколько пустословия! Сколько грязи имеется в Церкви, а особенно – среди тех, кто во священстве должен был бы всецело принадлежать Ему! Сколько гордыни, сколько самодостаточности! Как мало уважаем мы таинство Примирения, в котором Он нас ожидает, чтобы поднять нас из нашего падшего состояния! Всё это присутствует в Его страданиях. Предательство учеников, недостойное принятие Его Тела и Его Крови должно быть самой глубокой скорбью Искупителя, пронзающей Ему сердце. Нам не остается ничего иного, как обратить к нему из самой глубины души вопль: Kyrie, eleison – Господи, спаси нас (Мф 8. 25)».

МОЛИТВА
«Господи, часто Твоя Церковь кажется нам лодкой, которая отовсюду протекает и уже полностью затоплена водой. И на Твоей ниве мы видим больше плевел, чем пшеницы. Настолько испачканные одежда и лицо Твоей Церкви ужасает нас. Но это мы сами их испачкали! Это мы сами столько раз предавали Тебя, после всех наших высоких речей и жестов. Будь милостив к Твоей Церкви: в ней тоже вновь и вновь происходит падение Адама. Нашим падением мы тянем Тебя к земле, и сатана смеется, надеясь, что Ты больше не поднимешься после падения; он надеется, что Ты, сваленный с ног Твоею Церковью, останешься поверженным на земле. Но ты поднимешься. Ты поднялся, Ты воскрес и можешь восставить и нас. Спаси и освяти Твою Церковь. Спаси и освяти всех нас».

Аминь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s