Да будут все едино…

eucharist-0043-620x330Новый пастырский год начинаем с тяжестью на сердце. Никому не нравится скандал в доме: чужие люди заглядывают в окна, роются в вещах хозяев, а сами жильцы с подозрением и испугом глядят друг на друга: эта плачет, тот орет, кому-то хочется напиться, а иной уходит в ночь, хлопнув дверью. Неуютно в доме Божьем в эти дни. И надо бы писать о прощении, молитвах и покаянии (или плюнуть на все и о котиках), но вдруг очень захотелось поговорить на весьма непопулярную тему – о гуманном отношении к людям Церкви. Ох, и страшно-то как… ведь стоит открыть рот, скорее всего, услышишь в ответ: «Что?!! О ком?!! А они к нам как?!! Да они же…они, они такие, все вообще!!!» – и понеслись клочки по сетевым закоулочкам.

А говорить надо, друзья мои. Потому что (простите рабочую метафору) ремонтный раствор, которым предстоит чинить стены нашей Церкви, замешивается не на крови и ненависти, но на милосердии и любви. Прошу вас, не схлопывайте экран, давайте поговорим.

Любое церковное потрясение затрагивает все Тело Христово, но в силу очевидных причин большинство клириков и монашествующих оказываются в очень уязвимом положении. Клишированное мышление, привыкшее не задумываясь реагировать на стимулы мира, торопится навешивать ярлыки под воздействием тлеющего скандала. Признайтесь, ловили себя на мысли «да они все там…такие»? Каюсь, я-то себя ловила не раз – это нормальное человеческое желание справиться с травмой, утишить боль и, совершенно верно, категорически отмежеваться от виновных.

Давайте не будем прятаться за теории заговора и «комуэтовыгодно», мы все здесь не дети. И любой знает, что Церковь устоит и как «корпорация», и как Божественное Тело, тысячелетия истории это доказывают. Каждое поколение рождало врагов Церкви внутренних и внешних, войны и чума, предательство и коррупция, разврат и упоение властью прокатывались по Ней палаческим колесом, но Она всегда выживала, а страшные раны исцелялись. Там где цветет грех, преизобилует благодать, во тьме свет сияет во сто крат ярче – это не успокоительные клише, а реальность. Примеры Святых, рожденных каждым поколением, говорят нам об этом. Поверьте, наш род ничем не беднее прежних, просто мы еще не знаем их имен. А чем отличается Святой от грешника? Верностью. Простите меня, что вновь возвращаюсь к этому слову. Верностью Богу, верностью себе, верностью той, однажды выбранной дороге, на которой его призвал Учитель.

Нет, нет, не напрягайтесь, не собираюсь называть «их» святыми. Не сейчас, когда секулярный мир требует доказательств святости на фоне реальных преступлений и рутинных проступков. Когда доверие друг к другу подорвано, а враг, сея семена раздора, нашептывает каждому: мы не они! они не мы! – понимание невозможно!». Таким образом, законное негодование против преступлений конкретных людей вдруг распространяется на целую «группу лиц», стирая отдельные черты, обезличивая, превращая половинки Тела Христова во врагов. А устоит ли дом, разделившийся в самом себе? И можно ли починить столь великий разлом?

Какой страшный образ! Когда Тело преломляется над алтарем – это сияющая торжеством Любви искупительная жертва, но если две половины этого Тела не желают знать друг друга, что это, где здесь любовь?

Любовь коренится в нашей собственной невеликой святости, в той глубине души, где заключено все хорошее, что вложил в нее Господь. Свет, который исцелит раны Церкви, заключен в нашей решимости к преодолению тьмы. Сегодняшняя беда – это одно из испытаний поколения. Но где-то сейчас бродят и будущий Августин, и Франциск, Тереза или Роза? Вызов на то и вызов, чтобы принять и ответить. И Бог призывает каждого к решительному милосердию и участию – не в войне, но в исцелении.

И как прикажете исцелять аж целую Церковь? С чего начинать? Боюсь, не скажу ничего нового – начинать будем с реальной милосердной любви к страдающему ближнему – к нашей поместной Церкви, к нашим. Все мы страдаем, нам противно и мерзко, и хочется закрыть глаза и проснуться в другом мире. И трудно считаться болью. Но у нас – мирян и у них – людей церкви, она разная. И дело не в сравнении ран, дело в ответственности.

Дада, мы все в ответе перед Ним, но по причине сделанного когда-то выбора, решимости пойти за Иисусом в такой экстремальной (для сегодняшнего мира)  форме полного посвящения себя Богу, эти люди приняли на себя ответственность перед Богом(!) за Церковь, за нас с вами. Пастырскую, молитвенную, человеческую. У них нет другого дома, им некуда уйти, не изрубив при этом душу на куски.  И сегодня, когда в самое сердце ранены наши – родные епископы, священники и монахи, стоит заметить это и подумать о том, как помочь не абстрактному институту, а живым людям. Своей семье.

Каково нести на себе бремя общей вины «за всё»? С каким чувством священник не в Ватикане, а у нас, здесь, в небольшом российском городке смотрит в зеркало на свой белый воротничок, какие вопросы он сегодня себе задает? О чем в сердечных слезах думает наша приходская монахиня за ежедневными делами или в уединении молитвы? Какие страхи живут в душе единственного на епархию семинариста или послушницы? Что на душе владыки?

Все мы смотрим на людей церкви, ожидая, что на любой вопрос они обязаны дать нам немедленный ответ: «это их работа!», а когда встречаем усталое и растерянное молчание, раздражаемся и кипим злостью. Мы не можем дотянуться до реальных злодеев, но можем наказать «этих», которые рядом. За что? Да за «всё»! И наказываем.

Забывая, что рядом с нами бъется живое сердце, способное испытывать боль. Когда речь заходит о грехе в Церкви очень часто слышится «все мы люди!», да это верно. Все мы люди и грешим, но также все мы люди, когда не грешим, а испытываем боль, сомнения в призвании, моменты телесной слабости и страх быть разорванными толпой. Мы боимся, что Церковь истает, как лед на солнце, что жизнеописания Святых окажутся сказкой, боимся сухости и бесчувствия, боимся потерять доверие к Папе,  епископу, собратьям, веру… А еще мы страшно боимся злого слова других людей.

Вот в этом вижу причину всех ран Церкви, уязвимость брата перед братом, мучительный страх ближнего. А где выход, уважаемый автор? Много букафф, а где решение, как вырастить ту самую настоящую любовь, которая изгоняет зло?

Что же, автор попробует поделиться своими, очень простыми мыслями. Исцеление и возрастание в любви должно начаться… с привычки к милостыни для собратьев. Да, не оговорилась. Сейчас мы страшно обеднели доверием и любовью. Мы нищие, которые подбирают крохи внимания и тепла других, самим не хватает, мы мерзнем в этом озверелом мире. Но… Он просил нас делиться, давать не только от щедрот, но и разделить последнюю лепту, совершить выбор в неприятной ситуации – принести жертву. И жертва может быть маленькой, тихой, незаметной. Всем нам вполне по силам украсить свои приходы «маленькими цветочками» ежедневной жертвы.

Разве трудно улыбнуться и пожелать хорошего дня приходскому священнику, попросить совета у монахини, принести монаху новую книжку, выслушать о них сплетню и (если не хватает духа на отпор) похоронить ее в своем сердце, отвлечь злословящего добротой, забыть о бесконечных сетевых тредах ненависти, взять читать молитвенное правило о ком-то из священников, о епископе, о Папе, просто молиться об их семьях и здоровье, молиться о твердости и благополучии, иногда пройти мимо и не навязываться с разговорами, вспомнить добрым словом…забыть о том, что мне все обязаны и дарить, дарить! Дарить легко и без жажды ответа. Дарить доброту Богу через людей.

Пусть будет одно маленькое доброе дело. Но так незаметно, в тишине сердца любой человек независимо от статуса, решив для себя твердо идти этим путем, может творить добро, взяв на себя ответственность за Церковь, за свой приход, за ближних. Так постепенно в нашем сердце забота прорастет любовью, и «великий разлом» начнет зарастать.

Подумайте над этим обещанием.
Думала закончить списком молитв о Церкви и священниках, но их очень просто найти в сети или придумать свои. Лучше предложу поразмышлять над потрясающим отрывком из Евангелия от Иоанна (см. ниже). Это молитва Иисуса о своих учениках, часть которой я вынесла в заголовок. Посмотрите чего просит у Отца Первосвященник нашей Церкви – ни много ни мало обретения единства Пресвятой Троицы, ого!!! – вот какую любовь просит для нас и обещает нам Господь.
«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них»

Но хотим ли мы того, чего хочет для нас Бог? Стараемся ли достичь единства? Время бед церкви – хорошее время, чтобы ответить на этот вопрос.

С Богом!

«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.
Они не от мира, как и Я не от мира.
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них»

Спасибо, Господи!

Да будут все едино…: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s