«Апостолы»

1537898_761141080576802_1906080261_oВот это — одна из феноменальных особенностей города (за которую не устаю благодарить Бога). Что «вот это»? Возможность живого общения с шедеврами. Живого. Напрямую.
Икона — не портрет, не картина— это всегда путь богопознания, размеченный автором по каким-то только ему дарованным знакам, маякам, символам, соавторство в Духе, послание вне времени и пространства. Каждое подобное полотно требует пристального и непредубежденного внимания, возможно, отрешения от знаний, смыслов и мнений, погружения и понимания, а затем возвращения к реальности и обретения откровения. Это даже не книга, скорее кино, прокручиваемое внутренним проектором, бесконечный процесс общения с автором, Святыми и Богом.
«Их» навещаю часто, не нужно выстраивать маршрут, ноги сами пробегают гобеленовым коридором, киваю буйству резьбы обожаемого антверпенского алтаря, посылаю поцелуй Доминику с Фомой (Анджелико, прости, не сегодня) и плюхаюсь на пол перед любимыми (боюсь, что именно из-за моих медитаций перед картиной появился ограничивающий канатик, хех).
Что вы мне скажете сегодня?

«Апостолы» — невыносимый (другого слова не подберу) по мощи шедевр Эль Греко, скромно висящий (традиционно для Эрмитажа) на боковой стеночке небольшого и тусклого испанского зальчика, в углу, на проходе.
Но мирно пересечь этот загончик, не споткнувшись о взгляд Павла, невозможно.
Каждый раз они раскрываются иначе. Иногда (но не теперь) Апостолы кажутся победителями: пурпур и уверенно приминающая Книгу рука, некоторая раздраженность и агрессивность позы Павла и усталое безразличие Петра с массивным ключом в руке, полное превосходства.

Но вдруг… меняется фокус и видишь слезы в глазах апостола-язычников, замечаешь горькую складку губ (если не дрожание), и кажется, что, вот, он не может подобрать слова, растерян, не способен угомонить зарвавшегося хама-оппонента, не может ничего изменить в грядущем, но любовь не позволяет ему сжать руку в кулак и врезать, или заорать. А усталый Петр смотрит на происходящее с бесконечным разочарованием уже наступившего на все грабли, знает, что ничего нельзя изменить и понимает, что будет, возможно, даже поднимает руку, чтобы утешить(остановить) брата.

Такое откровение налетает как удар, ломает и погружает в хаос паники. И ты переходишь к следующему этапу: как вы могли продолжать? Как у вас получалось? Смотришь на лики и с обидой и претензией спрашиваешь Учеников: «Петр, скажи, зачем так?!! Павел, объясни, почему так?!!».

И снова взгляд мечется по карте, считывая знаки. Диалог рук, линии складок, свет и контраст. Вдруг понимаешь, что бы не случилось, оба они не уйдут и не отступят – дойдут до конца Пути, потому что они знают Истину. Это действует успокаивающе, напряжение спадает. Апостолы улыбаются, поверь: «я найду слова, указующий перст не ткнет заблудшего, а укажет дорогу, а кулак мнущий страницы расслабится, когда зазвучит Слово, обе руки поднимутся чтобы обнять. А я буду нести свою неподъемную связку ключей, потому что так надо и пребуду здесь, чтобы не случилось. Верь нам!» — и душа успокаивается, наступает тишина, нет, она не мирная и покойная, а «сегодняшняя», в ней много вопросов, но теперь уже можно обратиться к Богу: «скажи, у них получилось? А у меня… получится?»

И в этот момент нужно закрыть глаза и слушать.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s